Мазут

Котельные топлива применяют в стационарных паровых котлах, в промышленных печах.
Тяжелые моторные топлива используют в судовых энергетических установках.
К котельным топливам относят топочные мазуты марок 40 и 100, вырабатываемые по ГОСТ 10585–99, к тяжелым моторным топливам — флотские мазуты Ф-5 и Ф-12 по ГОСТ 10585–99.
В общем балансе перечисленных топлив основное место занимают мазуты нефтяного происхождения.
Печное бытовое топливо предназначено для сжигания в отопительных установках небольшой мощности, расположенных непосредственно в жилых помещениях, а также в теплогенераторах средней мощности, используемых в сельском хозяйстве для приготовления кормов, сушки зерна, фруктов, консервирования и других целей.
Требования, предъявляемые к качеству котельных, тяжелых моторных и судовых топлив, устанавливающие условия их применения, определяются такими показателями качества, как вязкость, содержание серы, теплота сгорания, температуры застывания и вспышки, содержание воды, механических примесей и зольность.
Стандарт на котельное топливо — ГОСТ 10585–99 предусматривает выпуск четырех его марок: флотских мазутов Ф-5 и Ф-12, которые по вязкости классифицируются как легкие топлива, топочных мазутов марки 40 — как среднее и марки 100 — тяжелое топливо.
Цифры указывают ориентировочную вязкость соответствующих марок мазутов при 50 °С.
Топочные мазуты марок 40 и 100 изготовляют из остатков переработки нефти.
В мазут марки 40 для снижения температуры застывания до 10 °С добавляют 8–15 % среднедистиллятных фракций, в мазут марки 100 дизельные фракции не добавляют.
Флотские мазуты марок Ф-5 и Ф-12 предназначены для сжигания в судовых энергетических установках.
По сравнению с топочными мазутами марок 40 и 100 они обладают лучшими характеристиками: меньшими вязкостью, содержанием механических примесей и воды, зольностью и более низкой температурой застывания.
Флотский мазут марки Ф-5 получают смешением продуктов прямой перегонки нефти: в большинстве случаев 60–70 % мазута прямогонного и 30–40 % дизельного топлива с добавлением депрессорной присадки.
Допускается использовать в его составе до 22% керосино-газойлевых фракций вторичных процессов, в том числе легкого газойля каталитического и термического крекинга.
Флотский мазут марки Ф-12 вырабатывают в небольших количествах на установках прямой перегонки нефти.
Основными отличиями мазута Ф-12 от Ф-5 являются более жесткие требования по содержанию серы (0,6 % против 2,0 %) и менее жесткие требования по вязкости при 50 °С (12°ВУ против 5 °ВУ).

Характеристики

Показатели

Марка топлива

Ф-5

Ф-12

40

100

1. Вязкость при 50 °С, не более:

   условная, °ВУ

5,0

12,0

-

-

   соответствующая ей кинематическая, мм2/с

36,2

89,0

-

-

2. Вязкость при 80 °С, не более:

   условная, °ВУ

-

-

8,0

16,0

   соответствующая ей кинематическая, мм2/с

-

-

59,0

118,0

3. Вязкость при 100 °С, не более:

   условная, °ВУ

-

-

-

6,8

   соответствующая ей кинематическая, мм2/с

-

-

-

50,0

4. Динамическая вязкость при 0 °С, Па·с, не более

2,7

-

-

-

5. Зольность, %, не более, для мазута:

   малозольного

-

-

0,04

0,05

   зольного

0,05

0,10

0,12

0,14

6. Массовая доля механических примесей, %, не более:

0,10

0,12

0,5

1,0

7. Массовая доля воды, %, не более:

0,3

0,3

1,0

1,0

8. Содержание водорастворимых кислот и щелочей

Отсутствие

9. Массовая доля серы, %, не более, для мазута видов:

   I

-

-

0,5

0,5

   II

1,0

0,6

1,0

1,0

   III

-

-

1,5

1,5

   IV

2,0

-

2,0

2,0

   V

-

-

2,5

2,5

   VI

-

-

3,0

3,0

   VII

-

-

3,5

3,5

10. Коксуемость, %, не более

6,0

6,0

-

-

11. Содержание сероводорода

Отс.

-

-

-

12. Температура вспышки, °С, не ниже:

   в закрытом тигле

80

90

-

-

   в открытом тигле

-

-

90

110

13. Температура застывания, °С, не выше

-5

-8

10; 25*

25; 42*

14. Теплота сгорания (низшая) в пересчете на сухое топливо (не браковочная), кДж/кг, не менее, для мазута видов:

   I, II, III и IV

41454

41454

40740

40530

   V, VI и VII

-

-

39900

39900

15. Плотность при 20°С, кг/м3, не более

955

960

Не нормируется. Определение обязательно

* Для мазута из высокопарафинистых нефтей

Примечания.- В I и IV кварталах в мазутах марок 40 и100 допускается температура вспышки в открытом тигле не ниже 65 °С, в закрытом тигле - не ниже 50 °С с указанием значения показателя в договорах и контрактах. Такие мазуты не предназначены для судовых энергетических установок.
- Мазуты марок 40 и 100, изготовленные из высокопарафинистых нефтей, не предназначены для судовых котельных установок.
- Показатель 15 для мазута марок 40 и 100 определяется для осуществления приемо-сдаточных операций. При поставке мазутов Ф5, Ф12, 40 и 100 на экспорт показатель 15 определяется по [7] и не является браковочным.
- В мазуте марок 40 и 100, вырабатываемом из газоконденсатного сырья, сероводород должен отсутствовать.
- Показатель 3 для топочного мазута марки 100 является небраковочным, а показатель 2 для топочного мазута марки 100 нормировался до 01.01.2003.